Седьмая Берлинская Биеннале современного искусства

и проект OpenCall & Artwiki

Главная
тексты
О себе
галерея-1
галерея-2

 

Лечу на самолете над Балтикой. Спокойное море и маленький пароходик где-то далеко внизу. Вот также 90 лет назад плыли мои русские философы из Петербурга в Берлин, плыли от насильственного равенства, от насильственной справедливости к свободе, к возможности высказывать свое мнение, свою мысль, плыли, изгнанные из советской России, в Германию. И я лечу той же дорогой. Лечу на Берлинскую Биеннале современного искусства, чей девиз «Забыть о страхе», которая пытается опять поставить вопросы справедливости, равенства, свободы. Оккупай Биеннале!

 

Хочу написать про 7-ю Берлинскую Биеннале и про проект Open Call & Artwiki, в котором участвую. С проектом Open Call все очень непонятно, запутано. В прессе эта тема освещается мало, а нашим институционным боссам и не нужна. Думаю, что многим интересно узнать, что же получилось, даже, если первой блин комом.

Куратор Биеннале Артур Жмиевский объявил Open call в ноябре 2010. В течение двух месяцев можно было посылать свои материалы в PDF. Это впервые, когда престижное, продвинутое Biennale for Contemporary art объявило открытый конкурс, попыталось привлечь новых и разных художников со всего мира. Было заявлено, что куратор проводит исследование, просит присылать свои тексты, проекты. Можно было предположить, что все Биеннале или его значительная часть будет формироваться на основе открытого конкурса. Позже появились и громкие заявления: мы выступаем против gatekeepers арт системы, против жестких правил отбора и контроля, за альтернативные взгляды и истории.

Я в это время завершила свой новый проект AD INTERIM (2008-2010) и, увидев Open Call, послала в электронном виде материалы и, как они просили, высказывание на тему моих политических взглядов. А потом получила ответ – подождите, получили очень много заявок. Мы изучаем материалы, мы выберем проекты, мы ответим.

И больше года это ожидание тянулось. За это время я прочитала массу текстов на английском языке: куратора и других авторов на сайте Биеннале.

И только в начале марта 2012 получила ответ от кураторов Артура Жмиевского и Иоанны Варшу. Пришло приглашение принять участие в проекте Open Call &ArtWiki - цифровой платформе Биеннале. Они заявили, что хотят раздвинуть рамки фестиваля, хотят дать возможность разным художникам, а их тогда было около 5 тыс. Появился и манифест ArtWiki, в нем много хороших слов, но Open Call стал не конкурсом, по результатам которого формируется выставка, а лишь одним из ее проектов.

И теперь трудно понять, кто как был приглашен. Вряд ли группа «Война» посылала свои работы в PDF, а группа «Pussi Riot» только через год провела свою акцию в Храме Христа Спасителя, невозможно представить, чтобы движение Occupy Wall Street собирало материалы для Open Call.

Не все, я думаю, удовлетворены этим результатом. К открытию выставки на сайте Open Call & ArtWiki осталось около двух тысяч авторов. Художники преследовали другие цели, когда посылали свои работы на открытый конкурс. Обычно Биеннале, которые делаются на государственные деньги, оплачивают художникам, по крайней мере, производство проектов. Но я не была удивлена результатом, русских художников на фестивалях почти нет.

Организаторы проекта обещают, что сайт ArtWiki будет состоять из двух частей: в первой профили участников и политические заявления, а во второй - портфолио и проекты с картинками. Далее в конце выставки «замороженная» информация отправится в архив, но сайт, возможно, продолжит свое существование в виде открытого ресурса, аналога Википедии. Пока проект не дошел до второй фазы, нет обещанных изображений проектов, которые мы им посылали. Автор может только редактировать свой профиль и иметь одну картинку - свой «image profile».

Ехать в Берлин без реального проекта я не собиралась. Долго сомневалась, но потом решила, что поеду, так как не раньше была в Берлине, да и Биеннале, мне, имеющей образование художника театра, было интересно посмотреть. Как все эти тексты наполнят пространство? Берлинский «Gallery Weekend» - это 50 выставок - тоже интересно.

И я лечу. Дешевый билет, пересадка во Франкфурте, и меня не пропускает паспортный контроль, потому что у меня финская виза. Зачем-то сделала профессиональную аккредитацию, и это меня спасает. Ура, я в Берлине!

Берлин встретил прохладной погодой, но все цветет, все распускается. Живу в центре, рядом с Биеннале и с Островом Музеев. Плотная застройка, вода, мосты и классическая архитектура и напоминают Питер, но все вокруг другое. Днем 25 апреля иду оформлять свою аккредитацию. Выдают карточку. Узнаю, что Биеннале сделали бесплатной для всех и уже проходит пресс конференция. На пять часов вечера назначено профессиональное открытие, но народа мало, можно всё спокойно посмотреть, все просто гуляют, пьют пиво из бутылок, сидят за столиками в цветущем дворике Биеннале.

Институт современного искусства «KW», где расположена главная площадка фестиваля, это здание бывшей фабрики, не очень большое по сравнению с нашими Питерскими заводами. Главный зал отдан «оккупантам». Проект «Захвати город. Возмущенные.» Там установили большую палатку, в которой можно жить, мастерскую трафаретов и плакатов, всё расписали словами на английском и немецком.. Посередине зала матрасы, на которых расположились люди разных возрастов и проводят ассамблею - это и есть главный проект. Иногда они с чем-то соглашаются и трясут поднятыми вверх руками, или не соглашаются и опускают руки. Жмиевский сам радиальный видео художник и его подход к формированию выставки тоже радикален. This is not our museum - this is your action space.

Есть еще лестницы и проекты на этажах. О них подробно написано на сайте фестиваля. Большой зал с видео. Проект «Breaking the news». Несколько экранов работают одновременно. Собраны протесты со всего мира, там и наши Pussy Riot. Но всех забивает группа «Femen» - гарны дивчаны с голыми сисками, с венками и лентами на головах. Когда их куда-то тащит полиция, они вопят такими голосами, что заводят даже хладнокровных берлинцев, все смотрят почти только на них.

Но я все-таки хочу написать про Open Call & ArtWiki. У них свой зал со стеллажами, столами и мониторами. Сайт ArtWiki с открытия Биеннале стал доступен для публики, до этого он существовал только для участников проекта. www.artwiki.org Можно найти информацию о любом художнике, прочитать его политические заявления. На стене зала большая карта-сеть, на которой имена участников разделены по различным политическим взглядам. Подавляющее большинство взглядов – левые, как и у большенства художников и интеллектуалов в Европе: анархисты, левтисты, пацифисты, марксисты, анти-капиталисты, социалисты и т.д. Наши политические высказывания, по-моему, и были для кураторов самым важным.

Территория проекта OpenCall & ArtWiki Я рядом со своим проектом AD INTERIM

В манифесте ArtWiki были интересные мысли. Я разговаривала с куратором Питом Шульцем, он обещал, что у проекта будет второй этап. Биеннале продолжается до июля, но я сомневаюсь, что кто-то будет нами заниматься. Техническая сторона требует затрат. А бюджет фестиваля был урезан, как сообщил куратор Жмиевский в своей статье на сайте, художники получили только по 1000 евро, а гонорар кураторам сократили с 20 до 4 тысяч евро. Кстати, на Википедии, на которую, как на образец, ссылаются организаторы, технической стороной занимается группа, которая существует на пожертвования.

Существует Фонд Викимедиа, который находится в Сан-Франциско. Эта некоммерческая организация имеет значительные доходы. У фонда после Википедии появились и другие проекты: Викисловарь и т.д. Возможно, ArtWiki предполает пойти этим же путем, но тут есть свои сложности. У Викимедиа есть 75 наемных работников, и тысячи энтузиастов со всего мира. Это свободный ресурс, но там свои правила регулирования и отбора, очень строгое авторское право, особенно на изображения. Участники делятся на категории, есть право на патрулирование и право на удаление. А главное то, что автор высказывает не свое мнение, а подает объективную информацию, использует ссылки на «авторитетные источники» – Википедия и аналогичные проекты не является первичными источникоми.

ArtWiki принципиально отличается от Википедии. Автор высказывает свою позицию. Кто будет ее оценивать? Кто будет удалять материалы? Как быть с авторским правом? Мы можем редактировать только свои материалы, все художники равны, нет никаких категорий. Этот проект может превратиться в обычный бесплатный арт ресурс, которых достаточно, но которые не делают историю искусства. А именно такие амбиционные цели и преследовали организаторы. Так что продолжение проекта после выставки - это пока только намерение, и у сайта больше шансов просто отправиться в архив Биеннале.

Почему меня это так волнует? Артур Жмиевский не только поддерживает протесты по всему миру, но и сам протестует против жестких правил арт системы, против системы контроля, против искусства, как ширмы неолиберализма. Он считает, что искусство должно быть более разнообразным, представлять разные политические позиции, искусство должно быть эффективным, должно работать. И я во многом с ним согласна. Может у меня это от Павла Филонова (Он когда - то считал, что если пролетарии увидят его работы, то смогут получить его интеллект и пойдут делать мировую революцию.)

Иоанна Варшу в своем интервью заявляла, что они делают не политическую выставку, а место для столкновения различных мнений, место в котором политическое может осуществиться, что они выбирают настоящую политическую конфронтацию. На выставке освещаются основные мировые конфликты: палестинский конфликт, арабские революции, Occupy Wall Street, протесты в Европе и России. Разные конфликты, но все-таки мало разных точек зрения. Доминирует левая антиглобалистская риторика, критика капитализма. И это в Берлине, который был разделен стеной на два непримиримых лагеря, где в борьбе между социализмом и капитализмом принимали участия дома, улицы, где победа капитализма в архитектуре впечатляет. Теперь богатый Берлин может себе позволить 20 тысяч художников, среди которых большинство с левыми взглядами, может позволить эмигрантам протестовать против авторитарных режимов на их родине и жить на пособие.

Я увидела то, что и ожидала, но... А вдруг есть волшебная палочка? Чуда нет, но есть большая политика. Куратор мечтает трансформировать реальность, превратить искусство в политику, а реальная политика влияет на него. Может быть ещё и поэтому нет картинок на ArtWiki. Вряд ли могут представлять художников со всего мира политические высказывания без визуального ряда, без того, чего как раз и не хватает, по-моему, на этой выставке, где представлены только видео, граффити, одна скульптура Христа и еще его голова из пенопласта. Повторение огромной скульптуры Станислава Патецкого, которая стоит рядом с границей Польши и Германии. Кстати, из 2 000 художников проекта Open Call 484 назвали живопись своим родом деятельности. Второе место после инсталляции. На Биеннале живописи нет ни в каком виде, кроме нескольких изображений на экране монитора. Я ратую не за равенство всех художников, (хотя ситуация в арт мире обсуждалась, и разрыв здесь не 99% и 1%, а гораздо больше) и не за равенство всех эстетических позиций. У искусства может быть своя сильная политическая составляющая и без включения в реальную политическую конструкцию, но выявить её и представить разные точки зрения не просто для куратора, и художника с явно выраженными левыми взглядами, и в рамках одной выставки. Изображение на стене полицейского с текстом «Помогите победить терроризм» - которое я нашла в темном углу под лестницей – это, видимо, одна из альтернативных точек зрения?

Позиция интеллигента, как защитника интересов народа, впервые сформировалась еще в 19 веке в России, и об этом тоже писалось в текстах Биеннале. Наша литература внесла большой вклад в эту идею, да и наша живопись - передвижники - тоже. На Венецианской Биеннале 2011 повесили Тинторетто. Я бы повесила в Берлине картину «Тройка» Перова. Хотя можно вспомнить и «Гернику» Пикассо. Ответ художника немецкому офицеру - «Это вы сделали? – Нет, это сделали вы». Можно вспомнить Репина и Делакруа. Живописи потому и бояться, что у нее есть общественно значимый потенциал. Диктаторы от Гитлера до Сталина его использовали в своих интересах. Хотя сейчас принято обвинять классическое, серьезное искусство в том, что оно подготовило почву для тиранов в тридцатые годы. Художников на Западе не учат рисовать, поднимать большие темы. Но в текстах куратора часто звучит слово «нарратив». Вдруг стало необходимо не «как», а «что» или, скорее, «о чем». Как – все равно, совсем неважно. Но большой нарратив еще неясен, он расплывается где-то в дали. Пока художник это журналист-революционер, который занимается проблемами сегодняшнего дня. Группа «Война» утверждает, что надо разрушить все до основания, а потом граждане огромной, холодной страны что-нибудь сами придумают. Создадим Государство Палестина, а евреев переселим в Польшу. Разрушим капитализм, но частная собственность и капитал где-то должны сохраниться. И это не преувеличение – во дворе лежит девятиметровый ключ, как символ возвращения в Палестину беженцев, и есть проект Яаэль Бартана - возвращение евреев в Польшу.

Есть еще проект Павла Альхамера «Конгресс рисовальщика» в церкви Св. Елизаветы (Элизабеткирке). Это не протест против церкви. Элизабеткирке была местом сопротивления в конце восьмидесятых, и сейчас она не восстановлена, а рисунки сделаны на белых фальшстенках и, по-моему, больше напоминают граффити. Каждый мог что-то нарисовать, черная краска располагалась на столе в центре, но когда я там находилась, то не видела желающих что-то изобразить. Позже она была вся разрисована, даже пол. Уже в Питере я увидела, что там даже рисуют с натуры. Автор проекта считает, что искусству нужно вернуть его магическую силу. Но видимо не через самовыражение, а через вот такое коллективное действие в сакральном месте.

И, несмотря на обилие слов и текстов, хочется сделать вывод, что мы живем в период кризиса идей и, поэтому, поступок, действие важнее мысли. А Жмиевский, как видео-художник, это остро чувствует. Поступок уже важен сам по себе, он важнее отдаленной цели. Тактика важнее стратегии. Слово становится поступком, действием. Слова рисуют на стенах церкви, на ассамблеи по команде махают руками, голова Христа, создается здесь и сейчас. Все борются против несправедливости, неравенства за перемены. Но не понятна цель. Социализм? Берлин уже это проходил. Протесты имеют разные корни и разные цели. Далой Федеральную Резервную систему и далой Путина. Да здравствует Палестинское государство и напоминание о Холокосте. Протесты в Греции, борьба с крупными банками и это в Германии, в единственной стране ЕС, которая сохранила промышленность, которая эффективно работает.

Оккупай Биеннале. Contemporary art должно отражать проблемы своего времени, и в этом направлении Биеннале сделало шаг - политический поворот. А вот о намерении трансформировать реальность? Современному актуальному искусству надо еще вступить в диалог с обществом, стать общественно значимым, выйти из гетто. После начала кризиса казалось, что арт-мир просто спит и видит, когда всё вернётся на свои места, когда всё будет как в старые добрые времена неолиберализма и постмодернизма. Связка contemporary art и протестного движения, выход на улицы, может быть одним из путей выхода из постмодернистского болота.

И в арт-системе Биеннале, как маленькая кость в деликатесном паштете. Арт рынок не испугался, но насторожился. В Берлине сразу после открытия фестиваля проходил Gallery Weekend – 50 новых выставок. Несмотря на то, что было мало рекламы, о Биеннале знали, но надеются её тихо пережить.

Я прошлась по галереям в трёх районах города. В Митте, Кройцберге и в западной части города. В районе Митте вокруг института КW всё ещё больше всего галерей. И люди гуляют, перемещаясь из одной в другую. Это район плотной старой застройки. Дома небольшие, и обычно галереи – это два-три маленьких зала на первом этаже, уходящие в глубину дома, где часто находится большое окно и выход в чудный садик. Огромное окно выходит и на улицу, что позволяет экономить на электричестве и не иметь профессионального освещения. Но все очень мило и искусство не утомительное. Более продвинутые галереи перебрались в район Кройцберг. Здесь в больших зданиях обычно сразу несколько галерей. Искусство, как и положено, здесь очень минималистское, пространство более соответствует contemporary art, но света и здесь очень много. Может быть, поэтому видео мало. Профессиональных белых кубов почти нет, и почему-то кажется, что в этом опять электричество виновато. Берлинцы ходят по выставкам с серьезными лицами, они занимаются важным, а главное очень полезным делом. Искусство современное интернационально, но территория накладывает свой отпечаток. В Берлине оно умеренное, искусство для хладнокровных людей. Берлин готов абсорбировать все и критическое искусство, и протестное, растворить все конфликты.

Второй день 26 апреля открытие для всех. Среди цветущих деревьев во дворе института современного искусств KW много народа. Толпа неизвестно чем довольных художников, все пьют пиво, сосиски шипят на открытом огне. В Берлине много художников, для них это все равно праздник. Знакомые целуются, обнимаются. Оккупай Биеннале – с бутылкой пива. А протесты? За пиво тоже надо заплатить 4 евро. И за сосиски и за мастерскую. Но сегодня их день. И не важно, что ты не участник, и даже то, что не всех волнует политика, она здесь тоже особая – можно поставить в паспорт штамп государства Палестины. Огромный ключ - как символ перемен и надежд решить эту проблему – занимает большую часть дворика. Внутри в зале спорят о чем-то оккупанты, каждый на каком-то своем английском языке. По-моему, они мало понимают друг друга, но дружно соглашаются и трясут руками. «Это не наш музей – это ваше творческое пространство».

Западный мир давно научился управлять протестными левыми движениями и современное искусство это не только ширма неолиберализма, но и канализация недовольства. На фоне процветающего и цветущего всеми красками Берлина, трудно поверить в агонию капитализма. И самая запоминающаяся работа после посешения 50 галерей – Альфредо Жаар, Kultur=Kapital, neon tubig 2012 в галерее «Thomas Sculte». Простые метровые неоновые буквы, два слова «Культура=Капитал» на почти черных стенах роскошного углового зала в стиле начала XX века с высоким потолком и изумительными окнами на углу Лейбцигештрассе и Шарлотенштрассе. Только два слова произвели сильное впечатление, после потока слов на биеннале. Это не движение, но это мысль.

 

 
 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz